III.  ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ОРГАНЫ ОККУПИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИИ

Национал-социалистические партийные  организации

Высшим органом по управлению захваченной территорией является Министерство по делам оккупированных областей на Востоке (Восточное министерство), учрежденное указом Гитлера от 18.11.41. Министром назначен Альфред Розенберг, его заместителем и постоянным представителем на оккупированной территории - Альфред Мейер. В составе министерства имеется департамент по делам Украины и Прибалтики, объединяющий семь управлений: политическое (руководитель Лейббрандт), экономическое (руководитель Шлоттерер), техническое (руководитель Ф. Шютце), административное (руководитель Рунге), кадров (руководитель Сепвиц), прессы и пропаганды (руководитель майор Кранц), культуры (руководитель неизвестен).

Известны, кроме того, следующие видные чиновники Восточного министерства: Вагнер (руководитель отдела здравоохранения), Вильгельм (руководитель юридического отдела), Гунглер, барон Хардерс, Штольц, Лебек,  Бэрвинкель,  Диш,  Герман.

На территории, оккупированной германской армией, выделены два рейхскомиссариата - Остланд и Украина.

В Остланд включена территория трех прибалтийских советских республик и часть Белорусской ССР. Часть территории БССР выделена в Белостокский округ, который представляет собой самостоятельную административную единицу, не входящую в реихскомиссариат. Территория Белостокского округа составляет 30 тыс[яч] кв. км, население - 1,5 млн. человек; крупнейшие города - Белосток и Гродно. Кроме того, часть территории БССР включена в состав генерал-губернаторства и рейхскомиссариата Украина.

В рейхскомиссариат Украина включена часть территории Украинской ССР, южные районы БССР и Крым. По немецким данным, площадь рейхскомиссариата Украина на 01.01.43 составляла 339 258 кв. км. население -16 910 тыс[яч] человек.

По неофициальным сообщениям иностранной печати, граница между рейхскомиссариатом Украина и территорией, оккупированной Румынией, проходит от Николаева на северо-запад по р. Южный Буг, а затем, поворачивая на запад, доходит до Могилев-Подольский. Западная часть Украины с городами Львов, Станислав и Тернополь указом Гитлера от 01.08.41 включена под наименованием Галиция в состав генерал-губернаторства в качестве одного из дистриктов (округов).

Оккупированная территория РСФСР остается вне названных территориальных единиц.

В каждом из двух рейхскомиссариатов гражданская администрация возглавляется германским рейхскомиссаром, единолично обладающим всей полнотой власти. Указом Гитлера реихскомиссаром Остланда назначен Генрих Лозе, реихскомиссаром Украины - Эрих Кох. Последний одновременно возглавляет гражданскую администрацию в Белостокском округе (биографические данные о Мейере, Лозе и Кохе в приложении 4).

Рейхскомиссары подчиняются только фюреру и министру Розенбергу. Все гражданские административные органы и ведомства в рейхскомиссариатах подчинены соответствующему рейхскомиссару, за исключением почтового и железнодорожного управлений, которые самостоятельно сносятся со своими имперскими министерствами.

Местопребывание рейхскомиссара Остланда - в Риге, рейхскомиссара Украины - в Ровно. Предполагалось, что летом 1942 г. Кох перенесет свою резиденцию в Киев, но, как сообщила газета "Дейли мейл", это намерение было отложено "из предосторожности".

При рейхскомиссарах существуют отделы: а) административный, б) культурно-политический, в) печати, г) сельского хозяйства и продовольствия, д) по использованию рабочей силы.

При рейхскомиссаре Остланда существует Главная экономическая палата, имеющая отделы: промышленный, ремесленный, торговый, банков и страховых обществ, транспортный.

Территория рейхскомиссариата делится на генеральные округа.

В рейхскомиссариате Остланд выделено четыре генеральных округа: Литва, Латвия, Эстония, Белоруссия. Границы первых трех совпадают с границами одноименных советских республик; территория генерального округа Белоруссия составляет 90 000 кв. км.

В рейхскомиссариате Украина выделены следующие генеральные округа:

Население на 01.01.43 (в тыс. чел.)

Волыно-Подолъский  4 212
Житомирский   2 197
Киевский 4 456
Николаевский 1 920
Днепропетровский 2 743
Таврия (Крым) 662

На территории генерального округа вся власть находится в руках генерального комиссара, назначенного указом фюрера и подчиненного соответствующему рейхскомиссару.

Генеральными комиссарами назначены следующие  лица:

В генеральном округе Литва - фон-Рентелен

    Латвия                        - д-р Дрекслер

    Эстония                      - Лицман

    Белоруссия                - Кубе

  Вольтно-Подольском   - Шене

  Житомирском                — Клемм

  Николаевском              - Опперман

  Днепропетровском     - Зельцнер

  Киевском                       - Аккеман

Большинство генеральных комиссаров принадлежит к высшему командному составу военизированных национал-социалистических организаций или к высшему партийному чиновничеству. Только два генеральных комиссара занимали прежде гражданские административные посты (Дрекслер и Клемм). Остальные германские чиновники подбираются также преимущественно из гитлеровских партийных активистов. "Испытанные бойцы фюрера, - заявил генеральный комиссар Белоруссии Кубе, - приехали сюда для проведения в жизнь национал-социалистических идей".

Вскоре после оккупации Прибалтики немцы начали создавать здесь марионеточные органы "самоуправления". В эти органы привлекались местные антисоветские элементы для того, чтобы путем националистической демагогии дезориентировать население, добиться его сотрудничества и таким способом быстро и безболезненно выкачать все богатства страны. Эти мероприятия были заблаговременно предусмотрены в "Зеленой папке", где дается следующая установка: "Германским органам целесообразно опираться на оставшихся немцев, а также на литовцев, латышей и эстонцев. Противоречия между этими национальными группами и оставшимися русскими следует использовать в интересах Германии".

Для создания центрального органа "самоуправления" в Эстонии немцы использовали свою старую агентуру - приверженцев фашистской партии "Вабсы", находившейся с 1934 г. в подполье. Центральный орган эстонского "самоуправления" - Государственный директорат - начал функционировать в сентябре 1941 г. под руководством д-ра Мэе, который одновременно возглавил ведомство культуры. Ведомство внутренних дел было поручено О. Ангелусу, хозяйственное - д-ру Вендту, социальных вопросов - д-ру Леесменту, сельского хозяйства - X. Саару. Поскольку немцам удалось подобрать вполне послушных лиц, эстонскому центральному "самоуправлению" было предоставлено право издавать от своего имени обязательные постановления, что имеет, конечно, только формальное значение.

В Литве немцам оказалось труднее подобрать агентуру в состав центрального органа "самоуправления". Группа литовских буржуазных политиков, бежавших в Германию после присоединения Литвы к СССР, готовила при поддержке гестапо и германского генштаба антисоветское восстание, но предполагала образовать более или менее самостоятельное литовское правительство. При занятии Каунаса немецкими войсками литовские антисоветские подпольные организации объявили по радио о создании такого правительства во главе с руководителем литовской эмигрантской группировки полковником Скирпом (бывш[ий] литовский посол в Варшаве и Берлине). Однако это не входило в расчеты немцев, и они не впустили Скирпа в Литву. Остальные министры очень скоро были арестованы гестапо. Никакой практической роли правительство Скирпа не сыграло. Некоторое время действовало лишь министерство связи. Немцы предполагали использовать, как свою марионетку, главу литовских националистов Вольдемараса, но его в Литве не оказалось, а его преемник майор Поусциус не пожелал сотрудничать с немцами. В связи с этим формирование литовского "самоуправления" несколько задержалось. Первоначально был назначен только советник при германском генеральном комиссаре. Этот "пост" занял бывший начальник литовского генерального штаба генерал Кубилюнас, который в 1934 г. был приговорен к смертной казни за попытку государственного переворота. Осенью 1941 г. Кубилюнас сформировал так называемый Литовский государственный совет. Кроме Кубилюнаса, который возглавил политическую секцию совета, в совет вошли проф. Юргутис, как руководитель экономической секции, и бывший министр путей сообщения Германас, как руководитель транспортной секции. Литовский государственный совет не имеет права издавать постановлений от своего имени и является лишь совещательным органом при германском генеральном комиссаре.

Позднее немцы использовали в своих политических целях некоторых бывш[их] депутатов Литовского народного сейма. На собрании, состоявшемся в Каунасе в августе 1942 г., с антисоветскими речами выступили бывш[ие] депутаты Мискус, Давиденас и Креве-Мицкевичус.

Еще труднее оказалось найти "квислинговцев" в Латвии. В Риге вплоть до ноября 1941 г. работали лишь отдельные департаменты под наблюдением немецких комиссаров. Позднее роль руководителя органов "самоуправления" принял на себя генерал Данкерс, возглавивший так называемый Генеральный директорат.

Местное "самоуправление" в Литве, Латвии и Эстонии было официально конституировано указом Розенберга от 18.11.41. Указ полностью сохраняет за германскими генеральными комиссарами верховную власть. Германские комиссары осуществляют надзор за деятельностью центральных органов "самоуправления", причем имеют право непосредственно вмешиваться во все дела и проводить от собственного имени мероприятия в интересах Германии. Это в особенности относится к хозяйственным вопросам, при Разрешении которых генеральные комиссары обязаны действовать, исходя из очередных военно-экономических задач и четырехлетнего плана.

Назначение должностных лиц органов "самоуправления" производится германскими властями. Мелкие чиновники назначаются местными органами, но обязательно с последующим утверждением германских властей. Официальные сношения между германскими учреждениями и органами "самоуправления" ведутся только на немецком языке. Для сношений между органами "самоуправления" наряду с немецким допущены и местные языки.

В Белоруссии организация центрального органа "самоуправления" отложена на неопределенное время, так как, по заявлению начальника культурно-политического отдела при генеральном комиссаре Белоруссии Юрды, только "немногие белорусы оказались пригодны для сотрудничества с немецкой администрацией". Еще яснее определила положение газета "Локальанцейгер" в номере от 21.12.42: "За неимением подходящих лиц в Белоруссии не удалось создать самоуправление по примеру стран Прибалтики". Отысканный немцами в Праге среди эмигрантов-националистов и привезенный в Минск д-р Ермаченко не сумел сыграть предназначавшейся для него роли местного "вождя" и главы белорусского "правительства". В июле 1942 г. Ермаченко был попросту зачислен на штатную должность "референта по делам белорусского народа" при германском генеральном комиссаре. В настоящее время он возглавляет созданную немцами погромную организацию "Белорусская самопомощь", используемую для борьбы с партизанами и для террора против мирного населения. Руководителями "Белорусской самопомощи", кроме Ермаченко, являются ксендз В. Годлевский, архиепископ Филофей, У. Сакович, В. Ивановский и У. Козловский (редактор газеты "Минскер цейтунг"). Таким образом, центральное административное управление в Белоруссии осуществляется до сих пор непосредственно германским генеральным комиссаром.

На Украине немцы также не сформировали марионеточного правительства или центрального органа "самоуправления". Со времени своего прихода к власти в Германии гитлеровцы всегда в более или менее откровенной форме поддерживали агитацию украинских эмигрантов-националистов за создание "Великой Украины". Наиболее открыто связь между германскими фашистами и украинскими эмигрантами поддерживалась в 1938- 1939 гг., после Мюнхенского соглашения. Восточная провинция бывш[ей] Чехословакии - Рутения была переименована в Прикарпатскую Украину, а германский консул в главном городе этой провинции Хусте открыто содействовал петлюровскому полковнику Андрею Мельнику, который формировал там "украинскую национальную армию". После присоединения Прикарпатской Украины к Венгрии Мельник на некоторое время прекратил свою деятельность, а затем получил задание поддерживать связь между различными украинскими эмигрантскими группировками. Перед началом войны немцы оказывали покровительство и денежную помощь группе Скоропадского-Тисовшиского в Берлине, группе Вайды в Праге и "организации украинских националистов" (ОУН) под руководством Бандеры. Последняя группировка была наиболее тесно связана с гестапо и германской военной разведкой.

В начале оккупации немцы распространяли в Западной Украине портреты Скоропадского и использовали украинских эмигрантов на различных временных административных постах. Но когда в конце июля 1941 г. вожаки ОУН проявили большие претензии и даже объявили о создании украинского независимого правительства, немцы арестовали "премьера" Стесько и руководителя ОУН Банде ру. Немцы, однако, не оставляли намерения организовать украинское "самоуправление", надеясь, в частности, с его помощью привлечь украинцев в германскую армию. Делались попытки склонить к участию в "самоуправлении" или в марионеточном украинском правительстве пленных командиров Красной Армии. Эти намерения провалились. Предполагалось использовать сотрудника Роэенберга - петлюровца Севрюка, но он погиб при железнодорожной катастрофе в декабре  1941 г.

В итоге до сих пор административное управление на Украине осуществляется непосредственно  немецкими  генеральными комиссарами.

Для административных органов в оккупированных районах РСФСР немцы готовили кадры из числа бывших белогвардейцев. Перед войной в Германию стягивались наиболее авантюристические, окончательно разложившиеся представители белой эмиграции из Харбина, Шанхая, Бостона, Парижа, Белграда, Софии, Бухареста. Эти люди проходили подготовку на специальных курсах, где изучались советская конституция, организация сельского хозяйства в СССР, отдельные города и районы, состав партийных и советских работников. До и после начала войны среди эмигрантов подыскивались и подготавливались кандидаты в "русское правительство", которое явилось бы в глазах населения более авторитетным, чем немецкие комиссары. Созданный немцами в Варшаве еще до войны белогвардейский "русский национальный комитет" вскоре после начала войны был переведен в Белосток. Он рассматривался некоторыми иностранными газетами как попытка создать русское "квислинговское" правительство. Но деятельность этого комитета заглохла,  и о его дальнейшей судьбе сведений нет.

Как сообщала шведская печать, в берлинских руководящих кругах считали, что провозглашение "русского правительства" было бы особенно актуально в случае успеха летнего наступления германской армии в 1942 г. С созданием такого правительства связывались, между прочим, надежды на раскол славянского фронта в Европе. В частности, предполагалось, что появление в России прогерманского правительства изменит отношение Болгарии к войне. Однако в целом немцам не удается привлечь на свою сторону белоэмигрантские круги. Руководители и подавляющее большинство членов наиболее многочисленной белоэмигрантской организации "Русский воинский союз", в которую входят, например, такие лица, как Деникин, относятся отрицательно к сотрудничеству с Германией и выступают против всяких планов расчленения России в угоду Гитлеру. Авторитетные в эмигрантской среде лица выступили с антинемецкими заявлениями или отказались подписать антисоветские воззвания (например, бывший царский посол  в  Париже  Маклаков,   архиепископ  русской  православной  церкви   в Западной Европе Евлогий, бывш[ий] вел[икий] князь Владимир). Своих немногочисленных сторонников в кругах белой эмиграции немцы находят только среди крайних реакционеров и оголтелых антисемитов, группирующихся вокруг "Верховного монархического совета", а также среди заведомых авантюристов, ставших в некоторых случаях прямыми агентами гестапо. К этим элементам относятся, например, бывшие царские офицеры - Дискупский и Хохонтов, Жеребков, Любимов, Гулевич и некоторые другие.

До настоящего времени оккупированные области РСФСР не имеют единой гражданской администрации, объединяющей всю эту территорию, - ни в виде "квислинговского" самоуправления, ни в виде какого-либо немецкого органа. Имеются только местные органы гражданской власти, действующие в пределах отдельных районов.

Административно-территориальное устройство ниже генеральных округов имеет некоторые особенности в различных частях оккупированной территории (схема административно-территориального деления оккупированной территории в приложении 5).

Литва и Латвия. Эти генеральные округа разделены на области. В Литве выделены Каунасская, Виленская и Шауляйская области. Количество и названия областей в Латвии не известны; имеются только сведения о выделении Митавской области. К той же административно-территориальной группе отнесены крупные города, подчиненные непосредственно властям генерального округа. В каждой области высшая гражданская власть принадлежит германскому областному комиссару, который имеет право надзора и контроля по отношению к местным органам "самоуправления", а также может проводить те или иные мероприятия непосредственно от своего имени.

Органами "самоуправления" являются областные и городские управы во главе с обербургомистрами.

Области делятся на сельские общины. Каждая община объединяет несколько населенных пунктов. Во главе общин стоят бургомистры.

Низовыми административно-территориальными единицами являются отдельные села, деревни, поселки, хутора. Представителями власти являются здесь сельские бургомистры.

Эстония. Генеральный округ разделен на четыре округа: Пярну - Вильян-дийский, Харьюский, Наровский, Тартуский. Высшим представителем гражданской власти в округе является германский окружной комиссар.

Органами "самоуправления" являются окружные и городские думы. Дума возглавляется окружным или городским головой.

Следующим административно-территориальным звеном в Эстонии является уезд, возглавляемый германским уездным комиссаром. "Самоуправление" представлено в этом звене уездной думой, действующей под руководством уездного бургомистра.

Низшим звеном являются отдельные населенные пункты, где административная власть принадлежит сельским бургомистрам.

Белоруссия. Генеральным округ разделен на десять окружных комиссариатов, возглавляемых германскими комиссарами. Окружные комиссариаты в свою очередь делятся на районы, где главой гражданской администрации является начальник района, немец или белорус, из числа возвратившихся эмигрантов-националистов. Район делится на 15-20 волостей (гмин). Последние возглавляются волостными бургомистрами, назначенными из числа местных жителей. Во главе отдельных населенных пунктов стоят бургомистры или солгусы. Таким образом, в Белоруссии введена пятистепенная административно-территориальная система, в отличие от Прибалтики и Украины, где существует четырехстепенная система. Введение дополнительных органов власти объясняется особыми трудностями управления, в связи с особой враждебностью населения к оккупантам, что  неоднократно  признавалось  немцами устно и  в  печати.

Как уже указывалось, немцы не создали в Белоруссии общей системы "самоуправления", однако в отдельных пунктах созданы городские управы или магистраты во главе с предателями из местного населения. Так, например, городским головой Минска состоял академик Гаусман, а позднее Ивановский, главой городской управы в Бресте - бывший инженер Днепро-Бутского канала Брониковский, гражданским комендантом г. Слоним — бывший ксендз местного костела, гражданским комендантом г. Слуцк - один из местных преподавателей немецкого языка, городским головой в местечке Кожан назначен Олесик А. М., сидевший в тюрьме за контрреволюционную деятельность и выпущенный немцами, гражданским комендантом г. Дрогичин был назначен поляк Крейдич, бывший землеустроитель Райзо, бургомистром г. Петриков - врач Рутковский, до Октябрьской революции участвовавший в эсеровских выступлениях.

Украина. Все генеральные округа имеют единообразное административно-территориальное устройство. Генеральный округ делится на 25-30 районов. Непосредственно властям генерального округа подчиняются также 25 выделенных городов с населением более 100 тыс[яч] человек в каждом, в том числе Киев, Днепропетровск, Запорожье, Кривой Рог и др.

Вся власть в районе или выделенном городе находится в руках германского районного (городского) комиссара. Германский районный комиссар имеет в своем аппарате сельскохозяйственного руководителя района и уполномоченного по использованию рабочей силы, а также различных специалистов-немцев. В качестве руководителей и служащих в транспортных, Финансовых, медицинских, ветеринарных учреждениях и школах используются местные жители. В распоряжении комиссара имеется жандармская команда. Диной системы "самоуправления" на Украине, как и в Белоруссии, нет, но в отдельных крупных городах немцы назначают городского голову или бургомистра из числа своей агентуры или из числа местных контрреволюционных элементов,  предателей или авантюристов.

Районным комиссарам подчиняются бургомистры сельских общин, каждая из которых объединяет несколько населенных пунктов.

В селах, деревнях и поселках административное управление поручено старосте.

Оккупированные области РСФСР. В прифронтовой полосе административные функции выполняются непосредственно германскими военными комендатурами с помощью сельских старост и волостных старшин. В тыловых районах созданы более усовершенствованные и разветвленные административные учреждения, но не объединенные, однако, в единую систему. Наиболее крупной территориальной единицей является административный округ. Так, например, организованы Орловский и Брянский округа. Аналогичное значение имеет Псковский уезд. В Орле и Брянске существуют городские управы, а в Пскове уездная управа (смеха организации городской управы в приложении б). Эти учреждения подчинены местным германским военным комендатурам. Управы насчитывают 7-10 членов и действуют под руководством городского головы или обербургомистра, который назначается германской комендатурой по рекомендации органов гестапо. Иногда немцы организуют комедию "выборов" бургомистра, но значительно чаще обходятся без "игры в демократию".

Городские управы в крупных городах состоят из следующих отделов:

а) промышленный отдел - ведает восстановлением промышленных предприятий, установлением ассортимента продукции, снабжением предприятий материалами;

б) торговый отдел - ведает организацией торговли и регулированием цен;

в) земельный отдел;

г) строительный отдел;

д) транспортный отдел;

е) дорожный отдел;

ж) лесотопливный отдел;

з) административный отдел - занимается контролем выполнения распоряжений бургомистра и его канцелярии;

и) отдел связи;

к) жилищный отдел - как правило, непосредственно связан с полицией и гестапо;

л) лечебно-санитарный отдел;

м) отдел просвещения - имеет отделения: школьное, библиотечное, театра и кино (иногда выделяются в самостоятельный отдел искусства), пропаганды, ред[акция] газеты;

н) отдел социального обеспечения - должен заниматься выплатой пособий инвалидам и семьям лиц, уехавших на работу в Германию;

о) отдел городского хозяйства;

п) финансовый отдел;

р) техинспекция;

с) статистический отдел.

В административном отношении крупные города делятся на районы, как правило, в старых границах. В каждом городском районе созданы районные управы со старшинами во главе. В районных управах имеются следующие отделы: а) административный, б) жилищный, в) технический, г) финансовый.

Начальники отделов городской управы подбираются городским головой и с его характеристикой представляются на утверждение германского военного коменданта. Эти люди, как и сам городской голова или обербургомистр, вербуются из числа немецких агентов, проживавших в СССР до войны, из антисоветских элементов, подвергавшихся репрессиям при советской власти или имеющих репрессированных родственников, из числа бывших офицеров царской армии, из нестойких интеллигентских элементов, из шкурников, иногда из проходимцев, появившихся в данной местности только после оккупации, и из других темных элементов; имеются отдельные факты, когда городскими головами, бургомистрами и т. п. работают бывшие члены ВКП(б) и ВЛКСМ. Например, городским головой г. Калинин состоял бывш[ий] подполковник царской армии Ясинский, городским головой г. Смоленск — адвокат Меныцагин В. Т., городским головой г. Феодосия — бывш[ий] член ВКП(б) Грузинов. городским головой г. Погар - бывш[ий] бухгалтер местного кирпичного завода, несколько раз судившийся при советской власти.

Подбор людей на руководящие должности в городские управы встречает иногда значительные затруднения. Так, например, из 115 учителей г. Феодосия ни один не согласился стать зав. отделом просвещения, и на эту должность был назначен 60-летний агроном Хронусов. Среди рядовых служащих городских управ имеются иногда преданные советские люди, которых заставили пойти на работу к немцам голод, насилия и т. п. В отдельных случаях они оказывают помощь нашим разведчикам, партизанам и ведут другую антинемецкую работу, но, как правило, немцы подобрали надежных, с их точки зрения, людей.

Территория Орловского и Брянского округов разделена на уезды, а территория Псковского уезда - на районы. Административное управление в уезде (районе) осуществляется уездной или земской управой, во главе которой стоит уездный бургомистр или начальник земской управы. В Псковском уезде начальниками некоторых земских управ являются германские офицеры. В уездных и районных городах имеются также городской голова, или бургомистр, ведающий делами данного населенного пункта.

Следующей административно-территориальной ступенью являются волости, где административное управление поручается волостному старшине, назначаемому немцами.

Наконец, низовым представителем власти является сельский староста. Как правило, сельскому старосте подведомственна территория бывшего колхоза.

Уездные и районные управы периодически собирают совещания волостных старшин, на которых присутствует немецкий комендант. Полученные на этих совещаниях задания волостные старшины доводят до сведения сельских старост, точно так же созывая их на совещания. В некоторых уездах Смоленского округа такие совещания созывались еженедельно.

Все органы административного управления на всей оккупированной территории прямо и полностью подчинены местным германским комендатурам и являются, как правило, их послушным орудием.

Большое значение для оккупационных властей имеют волостные старшины и сельские старосты или бургомистры, так как при их непосредственной помощи немцы ведут борьбу со всеми антигерманскими элементами и выкачивают сельскохозяйственные продукты. Волостные старшины и сельские старосты или бургомистры назначаются германскими воинскими частями или комендатурами немедленно после оккупации. Староста дает письменное обязательство исполнять все распоряжения германских властей, всячески препятствовать каким бы то ни было антинемецким выступлениям и сообщать немецким органам о подготовке таких выступлений. Политическая благонадежность и преданность старосты проверяется жандармерией, тайной полевой полицией или непосредственно комендатурой, и в дальнейшем он находится под постоянным негласным наблюдением этих органов.

Старосты обязаны оказывать помощь комендатурам и другим германским органам при проведении следующих мероприятий (или проводить эти мероприятия самостоятельно):

-  облавы и розыски скрывающихся военнослужащих РККА, парашютистов, партизан, членов ВКП(б), советских активистов и выявление лиц, дающих им убежище, пищу и т. д.;

-  изъятия у населения оружия, боеприпасов, подрывных средств, советского военного обмундирования, радио- и фотоаппаратов, почтовых голубей; розыски продовольственных и военных складов, реквизиции сельскохозяйственных продуктов у населения;

-  продолжение сельскохозяйственных работ;

-  организация вспомогательной полиции из местных жителей, поддержание внешнего порядка; наблюдение за прекращением уличного движения после установленного часа;

-  обеспечение светомаскировки, уборка улиц, погребение трупов и ликвидация других следов военных действий;

-  учет местного населения и выявление всех пришлых и подозрительных элементов;

-  привлечение населения на военно-строительные и дорожные работы;

-  проведение различных ограничений и репрессий, в частности против евреев.

Староста обязан доводить до сведения населения распоряжения немецких властей. Все просьбы и ходатайства на имя германских властей могут подаваться жителями  лишь через  старосту.

Старостам предоставляется право наказывать жителей, но только за маловажные проступки, которые не носят характера антинемецких выступлений. Староста вправе налагать денежный штраф до 1000 руб., сажать под арест и отправлять на принудительные работы сроком до 14 дней. В случае каких-либо проступков против немцев наказание определяется германскими органами.

В районах действий партизан старостам выдается пистолет, винтовка или охотничье ружье. Старосты снабжаются удостоверениями сроком на 1-2 месяца, по истечении которого удостоверение должно быть продлено или  заменено новым.

Староста обычно назначается из лиц местной национальности. В отдельных случаях немцы находят нужных им шкурников и предателей среди бывших председателей колхозов, учителей, агрономов. Иногда немцы демонстративно организуют "выборы" бургомистров и старост. К "выборам" допускаются только взрослые мужчины, являющиеся "главами семей". Кандидатура старосты или бургомистра рекомендуется немецким офицером, и выборы происходят в его присутствии открытым голосованием. Однако чаще всего немцы обходятся без всякой "игры в демократию". За свою работу старосты получают плату. В Кричевском и Чериковском районах Белоруссии они получают по 150 марок в месяц и, кроме того, отдельные вознаграждения за выдачу партизан. Староста является не только агентом немцев, но и их заложником. Имели место расстрелы старост, как и других местных жителей, в порядке репрессий за действия партизан в окрестностях данного населенного пункта. Среди старост имеются и честные советские люди, в меру сил и возможностей старающиеся облегчить положение населения. Они предупреждают крестьян о готовящихся реквизициях, обысках, содействуют партизанам, укрывают наших людей и т. п. Ео таких, конечно, мало. Как правило, старосты преданы оккупантам и активно помогают им в грабежах и терроре. За жалобы на старост, за неподчинение им и тем более за покушения на старост виновники подвергаются жестоким наказаниям вплоть до расстрела или  повешения.

Национал-социалистические  партийные  органы на оккупированной территории

В августе 1942 г. в рейхскомиссариатах Остланд и Украина были формированы органы национал-социалистской партии. Для этой цели были Командированы специальные уполномоченные: в Остланд - Шмидт, на Украину  -   Цикмейер.   Общая   задача   национал-социалистских   органов   в оккупированных областях была сформулирована в речи Шмидта, произнесенной 28.08.42 в г. Шауляй: "Победителю угрожает опасность, так как он может принять образ жизни побежденного и капитулировать перед его духом. Мы не должны поддаваться жизненным законам чужих народов. Партия должна мешать этому всеми средствами. Она должна создать здесь немецкую общину, а также немецкую культурную среду". В статье, помещенной в газете "Ревалер цейтунг" от 25.08.42, Шмидт писал: "Партия будет здесь единственной формой общественной организации немцев".

Другой партийный чиновник—Цигельбейн на собрании членов национал-социалистской партии в Риге заявил: "Некоторые лица считали, что на Востоке не нужно создавать национал-социалистского движения и партийной организации. Это было крупной ошибкой, так как все мы рождаемся немцами, но становимся национал—социалистами постепенно. Мы должны из года в год воспитываться в духе нашего мировоззрения. Лица, состоящие в партийных организациях, нуждаются в непрерывном инструктаже".

Руководителем всех партийных организаций в Остланде назначен рейхскомиссар Лозе, такое же положение занимает на Украине рейхскомиссар Кох. В качестве партийных руководителей они именуются ланделейтерами. Высшим партийным учреждением в каждом рейхе-комиссариате является правление национал-социалистической германской рабочей партии, имеющее следующие отделы: а) организационный, б) кадров, в) административный, г) пропаганды, д) инструкторский, е) благотворительный, ж) женский, з) юношеский, и) военного обучения, к) партийный суд.

При правлении национал-социалистской партии на Украине для агитаторов, прибывающих из Германии, созданы курсы по ознакомлению с местными условиями и задачами.

Руководителем партийной организации в каждом генеральном округе является генеральный комиссар данного округа. По линии партийной работы ему помогает штабсамтслейтер.

Партийным руководителем на территории административной области является комиссар данной области.

Местные группы национал-социалистской партии создаются на предприятиях, железнодорожных узлах, при опорных пунктах организации Тодта.

Для отношений между военными и партийными кругами характерен тот факт, что Лозе на одном из собраний счел нужным сделать следующее специальное указание: "Партия должна прежде всего поддерживать товарищеские отношения с армией и ее организациями, с солдатами и офицерами".