II.
ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АППАРАТ ГЕРМАНСКОЙ
АРМИИ. МЕСТНЫЕ КОМЕНДАТУРЫ
Выполнение
первоочередных задач, изложенных в "Зеленой
папке", получается непосредственно самой
армии. Для этой цели создан военно-экономический
аппарат, который руководствуется
установкой Геринга: "Потребности армии
должны максимально удовлетворяться за счет
местных ресурсов". Эксплуатация
оккупируемых районов приобретает, таким
образом, характер заранее подготовленного
вооруженного грабежа, который
осуществляется в ходе военных операций, а
затем продолжается и углубляется в районах,
остающихся за линией фронта.
Немецкий
военно-экономический аппарат
возглавляется Управлением военной
экономики и снаряжения главного штаба
вооруженных сил (Wehr
Wirtschafts
und
Bustungsamt
im
OKW).
Это управление, подобно Восточному штабу
экономического руководства, действует под
руководством Геринга. Начальником
управления является генерал пехоты Томас (схема
военно-экономических органов в приложении
2).
В
штабе каждой армии имеется экономический
отдел или группа (условное обозначение — IY
WI).
Начальник этого отдела подчинен
командующему данной армией и вместе с тем
получает специальные директивы и задания
непосредственно от Управления военной
экономики и от Восточного штаба
экономического руководства. Являясь
консультантом командующего армией,
начальник экономического отдела
осуществляет, таким образом, связь между
ним и высшими военно-экономическими
инстанциями.
Военно-экономический
аппарат еще до начала войны против СССР
накапливал разведывательный материал о
точном размещении, характере продукции и
мощности промышленных предприятий и
сельскохозяйственных районов на
предполагаемом театре военных действий. В
ходе войны на основании такой информации
определялись пункты расквартирования и
источника снабжения войск, а также
принимались решения при разработке
некоторых оперативных задач. Так, например,
во время операций в Латвийской и Эстонской
ССР немецкое командование выбрасывало
специальные передовые отряды для
внезапного захвата сланцевых рудников и
электростанций с тем, чтобы помешать
разрушению этих объектов отходящими
частями Красной Армии. По указаниям
экономического отдела производятся также
разрушения хозяйственных объектов при
отступлении немецких войск.
Кроме
штабного аппарата, в непосредственном
подчинении у начальника экономического
отдела штаба армии состоят отряд
экономической Разведки (Erkundungstrupp)
и технический батальон. Эти части
продвигаются вместе с передовыми
действующими соединениями и имеют
следующие задачи:
а)
выявить наличие и состояние складов, а
также промышленных и сельскохозяйственных
предприятий;
б)
обеспечить первоначальную охрану важных
хозяйственных объектов;
в)
произвести быстрое восстановление и пуск
промышленных, транспортных и коммунальных
предприятий, непосредственно
содействующих ведению боевых операций и
снабжению армии;
г)
обеспечить уборку урожая и проведение
неотложных сельскохозяйственных работ;
д)
составить экономическую характеристику
занятого района.
Для
восстановительных и сельскохозяйственных
работ принудительно привлекается местная
рабочая сила и специалисты.
По
мере перемещения фронта экономическая
эксплуатация занятых районов переходит в
ведение хозяйственных инспекций (Wirtschaftslnspektion),
существующих при каждой группе армии.
Хозяйственная инспекция Северной группы
армий находилась в 1942 г. в Таллинне,
Центральной — в Смоленске, Южной — в
Днепропетровске. Хозяйственную инспекцию
Центральной группы армий возглавлял
генерал-лейтенант Вейгант.
Хозяйственные
инспекции осуществляют следующие функции:
а)
продовольственное, фуражное и вещевое
снабжение действующих частей за счет
захваченных, конфискованных и всех других
местных запасов;
б)
охрана, использование и отправка в тыл
ценного имущества для нужд армии и военной
промышленности;
в)
налаживание военного производства;
г)
мобилизация местной рабочей силы для
военных надобностей;
д)
регулирование снабжения населения
предметами питания и первой необходимости.
Инспекции
имеют в своем подчинении в качестве
практически работающих исполнительных
органов хозяйственные управления или
команды (Wirtschaftskommando).
Каждый такой орган, в зависимости от
местных условий, ведает либо определенным
территориальным районом, либо какой-нибудь
отраслью хозяйства, не считаясь в последнем
случае с административными границами.
Личный
состав хозяйственных инспекций, управлений
и команд носит синие петлицы и витой кант (из
черных, белых и коричневых ниток) на погонах.
После
сформирования гражданском администрации
хозяйственная инспекция свертывает свою
деятельность в данном оккупированном
районе. Общее руководство экономикой
принимает на себя гражданская
администрация, причем снабжение войск за
счет местных ресурсов, а также
восстановление и эксплуатация
промышленных предприятий происходит под
контролем инспекций по снаряжению (Bustungsinspektion).
Соответственно
установленному
немцами административно-территориальному
делению, в оккупированных областях СССР
действует три таких инспекции: по Украине,
по Остланду (Прибалтика и Белоруссия) и по
районам, включенным в генерал-губернаторство.
Местопребывание их соответственно в Ровно,
Риге и Варшаве.
В
ведение инспекции по снаряжению переходят
хозяйственные управления и команды,
действовавшие в данном районе, которые
одновременно переименовываются в
управления и команды по снаряжению (Rüstungskommando).
Военно-экономический
аппарат сверху донизу укомплектован
опытными офицерами интендантской службы,
многие из которых участвовали в войне 1914- 1918
гг. Кроме того, привлекаются офицеры запаса
из числа предпринимателей и специалистов
различных отраслей промышленности,
транспорта, сельского хозяйства и торговли.
Подбор офицерского состава военно-экономических
органов и его специальная подготовка,
включая подготовку по вопросам
экономической разведки, ведется
Управлением военной экономики при главном
штабе.
Хозяйственные
управления и команды, а также управления и
команды по снаряжению не охватывают, однако,
сплошь всех населенных пунктов на
оккупированной территории. В некоторых,
главным образом сельскохозяйственных
районах, функции этих органов выполняются
местными военными комендатурами, которые
организуются непосредственно штабами
действующих частей. Местные комендатуры в
первый период оккупации осуществляют
административное управление, ведут борьбу
с партизанами, назначают сельских старост и
бургомистров, организуют вспомогательную
полицию и гражданские административные
учреждения, которые в дальнейшем
подчиняются комендатуре и действуют по ее
указаниям. В тех пунктах, где нет
хозяйственных команд, комендатура
самостоятельно проводит все мероприятия по
использованию местных ресурсов для нужд
германского военного хозяйства, а там, где
действует хозяйственная команда, военная
комендатура, оказывает ей всяческое
содействие при обысках, реквизициях и т. п.
Комендатуры
в городах возглавляются старшими офицерами,
а в крупных городах — генералами. Например,
комендантом г. Орел был генерал Гамман.
Комендатура
поддерживает тесную связь с гестапо и имеет
в своем составе следующие отделы: военный,
полиции и карательных отрядов,
сельскохозяйственный, транспортный,
регистрации и прописки населения, по делам
военнопленных и финчасть. Кроме того,
комендатура имеет свою осведомленную
агентурную сеть, помещение для
арестованных, 10-15 связных-мотоциклистов и
команду по охране комендатуры (схема
организации комендатуры в приложении З).
В мелких
пунктах комендатура имеет уменьшенный
личный состав и упрощенную организацию.