II. ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АППАРАТ ГЕРМАНСКОЙ АРМИИ. МЕСТНЫЕ КОМЕНДАТУРЫ

Выполнение первоочередных задач, изложенных в "Зеленой папке", получается непосредственно самой армии. Для этой цели создан военно-экономический аппарат, который руководствуется установкой Геринга: "Потребности армии должны максимально удовлетворяться за счет местных ресурсов". Эксплуатация оккупируемых районов приобретает, таким образом, характер заранее подготовленного вооруженного грабежа, который осуществляется в ходе военных операций, а затем продолжается и углубляется в районах, остающихся за линией фронта.

Немецкий военно-экономический аппарат возглавляется Управлением военной экономики и снаряжения главного штаба вооруженных сил (Wehr Wirtschafts und Bustungsamt im OKW). Это управление, подобно Восточному штабу экономического руководства, действует под руководством Геринга. Начальником управления является генерал пехоты Томас (схема военно-экономических органов в приложении 2).

В штабе каждой армии имеется экономический отдел или группа (условное обозначение — IY WI). Начальник этого отдела подчинен командующему данной армией и вместе с тем получает специальные директивы и задания непосредственно от Управления военной экономики и от Восточного штаба экономического руководства. Являясь консультантом командующего армией, начальник экономического отдела осуществляет, таким образом, связь между ним и высшими военно-экономическими инстанциями.

Военно-экономический аппарат еще до начала войны против СССР накапливал разведывательный материал о точном размещении, характере продукции и мощности промышленных предприятий и сельскохозяйственных районов на предполагаемом театре военных действий. В ходе войны на основании такой информации определялись пункты расквартирования и источника снабжения войск, а также принимались решения при разработке некоторых оперативных задач. Так, например, во время операций в Латвийской и Эстонской ССР немецкое командование выбрасывало специальные передовые отряды для внезапного захвата сланцевых рудников и электростанций с тем, чтобы помешать разрушению этих объектов отходящими частями Красной Армии. По указаниям экономического отдела производятся также разрушения хозяйственных объектов при отступлении немецких войск.

Кроме штабного аппарата, в непосредственном подчинении у начальника экономического отдела штаба армии состоят отряд экономической Разведки (Erkundungstrupp) и технический батальон. Эти части продвигаются вместе с передовыми действующими соединениями и имеют следующие задачи:

а) выявить наличие и состояние складов, а также промышленных и сельскохозяйственных предприятий;

б) обеспечить первоначальную охрану важных хозяйственных объектов;

в) произвести быстрое восстановление и пуск промышленных, транспортных и коммунальных предприятий, непосредственно содействующих ведению боевых операций и снабжению армии;

г) обеспечить уборку урожая и проведение неотложных сельскохозяйственных работ;

д) составить экономическую характеристику занятого района.

Для восстановительных и сельскохозяйственных работ принудительно привлекается местная рабочая сила и специалисты.

По мере перемещения фронта экономическая эксплуатация занятых районов переходит в ведение хозяйственных инспекций (Wirtschaftslnspektion), существующих при каждой группе армии. Хозяйственная инспекция Северной группы армий находилась в 1942 г. в Таллинне, Центральной — в Смоленске, Южной — в Днепропетровске. Хозяйственную инспекцию Центральной группы армий возглавлял генерал-лейтенант Вейгант.

Хозяйственные инспекции осуществляют следующие функции:

а) продовольственное, фуражное и вещевое снабжение действующих частей за счет захваченных, конфискованных и всех других местных запасов;

б) охрана, использование и отправка в тыл ценного имущества для нужд армии и военной промышленности;

в) налаживание военного производства;

г) мобилизация местной рабочей силы для военных надобностей;

д) регулирование снабжения населения предметами питания и первой необходимости.

Инспекции имеют в своем подчинении в качестве практически работающих исполнительных органов хозяйственные управления или команды (Wirtschaftskommando). Каждый такой орган, в зависимости от местных условий, ведает либо определенным территориальным районом, либо какой-нибудь отраслью хозяйства, не считаясь в последнем случае с административными границами.

Личный состав хозяйственных инспекций, управлений и команд носит синие петлицы и витой кант (из черных, белых и коричневых ниток) на погонах.

После сформирования гражданском администрации хозяйственная инспекция свертывает свою деятельность в данном оккупированном районе. Общее руководство экономикой принимает на себя гражданская администрация, причем снабжение войск за счет местных ресурсов, а также восстановление и эксплуатация промышленных предприятий происходит под контролем инспекций по снаряжению (Bustungsinspektion). Соответственно установленному немцами административно-территориальному делению, в оккупированных областях СССР действует три таких инспекции: по Украине, по Остланду (Прибалтика и Белоруссия) и по районам, включенным в генерал-губернаторство. Местопребывание их соответственно в Ровно, Риге и Варшаве.

В ведение инспекции по снаряжению переходят хозяйственные управления и команды, действовавшие в данном районе, которые одновременно переименовываются в управления и команды по снаряжению (Rüstungskommando).

Военно-экономический аппарат сверху донизу укомплектован опытными офицерами интендантской службы, многие из которых участвовали в войне 1914- 1918 гг. Кроме того, привлекаются офицеры запаса из числа предпринимателей и специалистов различных отраслей промышленности, транспорта, сельского хозяйства и торговли. Подбор офицерского состава военно-экономических органов и его специальная подготовка, включая подготовку по вопросам экономической разведки, ведется Управлением военной экономики при главном штабе.

Хозяйственные управления и команды, а также управления и команды по снаряжению не охватывают, однако, сплошь всех населенных пунктов на оккупированной территории. В некоторых, главным образом сельскохозяйственных районах, функции этих органов выполняются местными военными комендатурами, которые организуются непосредственно штабами действующих частей. Местные комендатуры в первый период оккупации осуществляют административное управление, ведут борьбу с партизанами, назначают сельских старост и бургомистров, организуют вспомогательную полицию и гражданские административные учреждения, которые в дальнейшем подчиняются комендатуре и действуют по ее указаниям. В тех пунктах, где нет хозяйственных команд, комендатура самостоятельно проводит все мероприятия по использованию местных ресурсов для нужд германского военного хозяйства, а там, где действует хозяйственная команда, военная комендатура, оказывает ей всяческое содействие при обысках, реквизициях и т. п.

Комендатуры в городах возглавляются старшими офицерами, а в крупных городах — генералами. Например, комендантом г. Орел был генерал Гамман.

Комендатура поддерживает тесную связь с гестапо и имеет в своем составе следующие отделы: военный, полиции и карательных отрядов, сельскохозяйственный, транспортный, регистрации и прописки населения, по делам военнопленных и финчасть. Кроме того, комендатура имеет свою осведомленную агентурную сеть, помещение для арестованных, 10-15 связных-мотоциклистов и команду по охране комендатуры (схема организации комендатуры в приложении З).

В мелких пунктах комендатура имеет уменьшенный личный состав и упрощенную организацию.